«Комсомольская правда», 28 Фев, 2017

robotfest014Робот, который сам расскажет и покажет ребенку, что такое программирование, моделирование и конструирование? Робот, который вырастит из детсадовца блестящего инженера? Уже реальность. Десять лет назад группа петербуржцев-энтузиастов стала собирать обучающие роботы для детей. Теперь их поддерживает «Сколково» и Агентство стратегических инициатив, а чудо-аппараты закупают школы Финляндии.

КАК НАЧИНАЛИ?

В начале 2000-ых, еще до рождения проекта «Роббо», его отцы и не думали о роботах: они занимались внедрением и популяризацией свободного программного обеспечения и издавали журнал Linux Format.

– Идеология свободного ПО такова, что исходный код программ, как знания, должен быть свободным и бесплатным, – объясняет технический директор проекта Андрей Смирнов. – Можно его взять, если что-то не нравится, – изменить. Использовать свободное ПО в школах и получать знания из бесплатных продуктов – общемировая тенденция.

 

Создатели «Роббо» одними из первых в стране ратовали за то, чтобы школы перешли с обучения детей западным коммерческим программам на обучение принципу работы программ как таковых.

В 2007-ом совместно с Intel провели детскую олимпиаду по языку программирования Scratch. Этот язык придумали в Массачусетском технологическом институте тридцать лет назад: компьютеры были еще в диковинку, но уже тогда специалисты поняли, что работе с ними надо учить с детства. Scratch идеален для восприятия школьника, ведь в его арсенале – разноцветные блоки с командами на родном языке, а результат – тот же мультик – виден сразу.

– Тогда же главный редактор нашего журнала Александр Казанцев обратил внимание, что появился микроконтроллер Arduino и что это классная вещь, – вспоминает Андрей Смирнов. – Мы стали первым его дистрибьютором в России. А потом заметили, что многие любители пытаются на базе такого микроконтроллера собрать что-то свое и обучить этому детей.

В том же 2007-ом «Роббо» (изначально ScratchDuino) официально появился на свет: так свободное ПО объединилось со свободным аппаратным обеспечением. В основу обучающего робота положили микроконтроллер и Scratch. Запчасти взяли самые простые, которые любитель может за копейки купить в любом магазине электроники.

– Сначала сделали лабораторию – «открытого» робота, – рассказывает Смирнов. – Но в школы в таком виде его не взяли. Тогда «залили» детали в прозрачные коробочки. Первые робоплатформы делали прямо в офисе.

ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

На аппаратуре «Роббо» можно обучать ребят с пяти лет, но интересна она будет и взрослым. Корпус робоплатформы Robot kit прозрачный, чтобы можно было рассмотреть, что внутри. К платформе примагничиваются датчики, которые реагируют на свет, цвет, высоту. Программирование Scratch происходит через шнур или Wi-Fi.

– Инженер – профессия творческая: человек сидит в пустой комнате перед монитором – и создает вещи, которых еще никогда не было, – отмечает Смирнов. – Мы стараемся развить в ребенке креативность. Чтобы он не просто выполнял какие-то задания, а создавал что-то свое.

Сердце «ScratchDuino.Робоплатформа», микроконтроллер Arduino, – штука вовсе не детская. С помощью «взрослого» языка С++ его можно «прошить». Еще каких-то десять лет назад «прошивкой» занимались только в университетах.

– Получается, на одном и том же оборудовании мы идем от простого к сложному, – объясняет Смирнов. – Где-то даже опережаем курс физики. Ребенок понимает, для чего нужны физика и информатика. И видит: в том же работающем электрочайнике нет никакого волшебства.

Конструктор специально сделан так, что любую его часть можно изготовить самому: на все детали в свободном доступе есть чертежи. Для этого придется овладеть и 3D-моделированием. Есть и более продвинутый вариант, «ScratchDuino.Лаборатория», – набор плат с датчиками и сенсорами, чтобы собрать своего робота с нуля.

– Принципиальное отличие нашего конструктора от других в том, что мы учим детей разбираться, а не предлагаем готовые схемы, – рассказывает директор по рекламе компании Светлана Дроздова. – Для нас важно, чтобы обучение проходило правильно. Поэтому мы сами готовим педагогов, проводим курсы повышения квалификации и выпускаем методические пособия для учителей.

КАК ДЕЛАЮТ?

В промышленных масштабах комплекты не выпускают: роботов «штампуют» небольшими партиями на контрактном производстве. Оргстекло режет одна фирма, платы делает другая, все вместе собирает третья. Смысла держать собственные станки нет: невыгодно.

– Мы создаем в Петербурге рынок труда, – рассказывает Андрей Смирнов. – В городе есть несколько десятков компаний, которые могут и хотят производить наше устройство.

А вот закупку сырья, создание программ и чертежей не доверяют никому. Новоиспеченные роботы проходят несколько этапов тестирования: сначала – на заводах, потом – в образовательных кружках «Роббо». Плюсы и минусы новинок подмечают и учителя, и сами ребята.

ЗАЧЕМ?

– Мы все привыкли использовать какую-то определенную версию Windows, и когда садимся за компьютер, где установлена похожая, но другая система, – все, мы его не понимаем, – объясняет Светлана Дроздова. – Наша задача – дать детям универсальные знания, которые они смогут применить в жизни, с чем бы ни встретились. А если учить школьников работать только на конкретном коммерческом софте, они становятся ограниченными этим софтом.

– Если человека учат водить автомобиль, его же не учат водить автомобиль определенной марки, – добавляет Андрей Смирнов.

Обучаясь на «Роббо», ребенок не просто развивает моторику и пространственное мышление, чем ограничиваются многие робоконструкторы: он на практике знакомится с программированием, схемотехникой, 3D-моделированием.

– Беда большинства конструкторов – готовый моторчик: для ребенка остается магией, почему то, что он собрал, приходит в движение, – отмечает Дроздова. – В любой ситуации ребенок будет помнить, что ему откуда-то нужно взять этот моторчик. И, что самое обидное, мы даже не способствуем тому, чтобы он задался вопросом: «А могу ли я собрать свой моторчик?».

Прозрачный конструктор воспитывает пытливость ума. А разобравшись в нем, ребенок сможет создать любую конструкцию, доступную воображению: за недостающими деталями достаточно будет зайти в фаблаб.

– Мы хотим вырастить инженеров, которые в будущем смогут сами проектировать новые устройства, создавать производства будущего, разрабатывать технологии, – объясняет Смирнов. – Нужно сделать так, чтобы Россия владела интеллектуальной собственностью, а не оставалась сырьевым придатком.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ?

Сегодня оборудование «Роббо» включено в реестр Минобра. Создатели конструктора считают проект, в первую очередь, образовательным: для них «важно, чтобы с роботами не просто день рождения отпраздновали, а чтобы на них дети планомерно обучались». Вот только, несмотря на готовый учебный план и желание учить учителей, отечественная система образования к нашествию машин пока не готова.

– Не все понимают, как этим пользоваться, каковы польза и смысл, – рассказывает Дроздова. – Возможно, причина в шаблонном мышлении: к сожалению, российские продукты долго замещались иностранными, и теперь мы доверяем западным маркам, но не доверяем собственным. Вот и получается: высокие технологии есть, но внедряем мы их с большим трудом.

За три года роботами обзавелись тридцать российских школ. А вот в соседней Финляндии, образование которой считается эталоном, конструктор произвел фурор: за год его закупили сорок школ. Тем временем на Родине создатели умных роботов пошли по пути кружков по франшизе: дети те же, а волокиты меньше.

– Чтобы российские школы освоили и внедрили конструктор, нужно лет пятнадцать-двадцать, – вздыхают разработчики. – Ведь это деньги, оборудованные классы, подготовка педагогов. Но пока мы готовимся, технологии уйдут далеко вперед.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ:

1 000 детей обучается на оборудовании «Роббо»

30 российских школ используют «Роббо»

40 финских школ закупили «Роббо»

31 «Роббо-клуб» работает по всему миру

8 клубов открыто в Петербурге, 1 клуб – в Ленобласти

ЦЕНА ВОПРОСА:

Робоплатформа – 19 500 руб.

Лаборатория – 9 500 руб.

Абонемент в «Роббо-клуб»: 2 раза в неделю – 5 000 руб., 1 раз в неделю – 3 000 руб.

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ РОБОТЫ:

В кино:

– Терминатор, робот-убийца (все «Терминаторы»)

– Робокоп, робот-полицейский (все «Робокопы»)

– Валл-И, «мусоропогрузчик земного класса», и Ева, «внеземной оценщик растительности» («Валл-И», 2008)

– R2-D2, дроид, использующийся для управления компьютерными системами, обслуживания техники и космических кораблей, и С-3PО, андроид, разработанный для взаимодействия с органикой (все «Звездные войны»)

– Бендер, робот-сгибальщик. Алкоголик, клептоман, курильщик, сквернослов («Футурама», 1999-2013)

– Дэвид, робот-мальчик, запрограммированный на любовь («Искусственный разум», 2001)

– Электроник, робот-мальчик для игры в шахматы («Приключения Электроника», 1979)

– Мария, копия любимой женщины создателя, первый робот кинематографа («Метрополис», 1927)

В реальности:

– Asimo: «гуманоид» ростом в полтора метра и весом пятьдесят килограммов умеет сам передвигаться в пространстве, минуя преграды, и одновременно выполнять задания. Например, подносить чай и кофе

– VGo: так называемое устройство телеприсутствия, которое управляется удаленно через Wi-Fi. Робот слышит и видит окружающее, передвигается, говорит. Может быть помощником человека-инвалида

– Roboy: машина, умеющая выражать эмоции. Робот оснащен подобием сухожилий и покрыт мягкой «кожей». Может заменить собеседника тому, кому не хватает внимания, работать там, где нужны эмоции

Робот

ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО

Как выбрать учебную программу
для своего ребенка, чтобы не жалеть
потом всю жизнь

Подробнее
Робот

Бесплатный
онлайн-вебинар
для родителей
будущих гениев